Первое специализированное агентство Яндекс Директ
+7 (495) 997-86-16

Сайты РСЯ: от успешного старта до летального исхода

В последнее время (сужу по профильным форумам), вебмастеров мучают два основных вопроса: "Как попасть в РСЯ?" и "Почему ставки падают?". Если на первый вопрос ответ может дать только Яндекс, то для того, чтобы правильно ответить на второй, необходимо проанализировать ситуацию со всех сторон: вебмастера, рекламодателя, рынка.

Вебмастер мыслит примерно так

1.
Сделал сайт

2. Ура! Сайт приняли в РСЯ!

3. Идут показы, пошли деньги, все в норме 

4. Увеличивается посещаемость (Магадану – привет!) 

5. Мля, почему доход падает?

6. Пипец! Рупь за 10 кликов!

7. Яндекс гонит! Где мое бабло?

8. Снимаю на хрен Директ! (вариант – снимаю по субботам).

Резюмируем. Логика подсказывает, что чем выше посещаемость, тем больше должен быть доход? Теперь посмотрим на картинку с другой стороны баррикад.

Взгляд рекламодателя

1.
Я создал рекламную кампанию в Яндекс Директ

2. Пошли клики с поиска, все хорошо, пошли звонки…

3. Гм... дороговато…

4. Мля, что за хрень, откуда такие высокие ставки и почему мои бабки вылетают за день?

5. Епрст (случайно видит статистику в РСЯ)… а это еще что такое?

6. Начинает просматривать сайты РСЯ и потихоньку офигевает.

7. Выходит из шока и начинает планомерно шерстить сайты РСЯ, попутно запрещая показы на выбранных площадках.

8. Тотально блокирует все и вся (про поисковый Директ он узнает чуть позже), ибо просмотреть и адекватно оценить такое количество сайтов физически просто не в состоянии.

9. Рекламодатель «взрослеет». Схватывая информацию краем уха здесь и там, узнает о существовании поисковых площадок.

10. Многие поисковые площадки приносятся в жертву поиску.

Ради справедливости надо отметить, что Метрика Яндекс Директа в состоянии помочь с выбором нужных площадок.

Типы рекламодателей Яндекс Директ

Тип "А", назовем его "Доверчивый". Работает исключительно с рекламным агентством. За всех отвечать мы не можем и не будем, но работа, которую довелось видеть, на «пять», мягко говоря, не тянет. Все сайты РСЯ подключены и «хавают» бюджет наравне и по ценам поиска. Полагаем, что рекламодателю показываются «красивые» отчеты и этот несчастный денежный мешок пребывает в неведении до тех пор, пока не закончились деньги.

Далее – см. вторую часть заголовока статьи. Более шустрые РА работают умнее, настраивая рекламную кампанию в формате "ни вам, ни нам". Т.е. ~50% от возможной эффективности, так, чтобы и клиенты шли, и им самим перепадал жирный процентик.

Тип "Б" рекламодателя – "Дилетант". Работает в Директе сам, проходя все круги ада... ой, становления (см. п. 1-10). Часть рекламодателей дотягивает до необходимого минимума познаний и, учась на своих ошибках, начинает нормально конвертировать переходы в заказы. Другая часть превращается в тип "А". Еще одна часть просто разочаровывается в Директе, как в инструменте для привлечения клиентов.

И наконец, третий, самый малочисленный тип "В". Этот рекламодатель Директа сразу выключает показы в РСЯ в основной кампании и создает дублирующую – с низкими ставками. Замечу, что для частных лиц копирование даже 100 объявлений – занятие очень трудоемкое. Для рекламных агентств проблема решается письмом в поддержку. Что не очень, на мой  взгляд, справедливо. Условия игры обязаны быть одинаковыми для всех.

Лирическое отступление Следствием действий рекламодателей типов "Б" и "В" являются заявления: «Тока что видил клик по дарогому запросу мне капнула 40 коп, хотя (сам смотрел в дмониторе!) в директе это слово стоит все 15 баксов. Хера се! Где мои 7.5 баксов? Директ, хорош нас лохами считать, вертай взад бабки!». Теперь посмотрим на все происходящее с самой главной колокольни, а именно...

Точка зрения рынка

Немного истории

1.
На заре становления РСЯ участников было мало и, соответственно, большинство сайтов были относительно качественные (СДЛ). Хотя, мы до сих пор не готовы платить 50% от цены клика любой, повторимся, любой площадке. Связано с восприятием, и с этим ничего не поделаешь.

Рекламодателю легче проследить конвертацию из 1-2-5 источников, чем из 500. Это более чем логично. В любом случае, в те времена, когда трава была зеленее, в РСЯ не были замечены откровенные говносайты и была уверенность, что Яндекс позиционирует рекламную сеть именно как «качественную», отличную от сетей конкурентов, систему. Но вышла ошибка.

В  рекламную сеть (понятно, что как-то  надо было урвать у Гугла кусок рынка) начали принимать все и вся и, как результат, резко выросло количество откровенных МFA сайтов. Проще говоря Яндекс сам стимулировал создание говносайтов и они, как пчелы на мед, слетались на запашок бюджетов. Почему все развилось по такому сценарию нас не касается. Хотя вопрос, конечно, интересный ©.

Далее в дело вступает тонкая экономическая наука и закон спроса-предложения. Давайте проследим за глобальными изменениями в трех актах.

Акт 1

1. Количество сайтов в РСЯ увеличивается лавинообразно.

2. Качество сайтов РСЯ падает и падает, выявляются откровенные MFA.

3. Снижается доверие рекламодателей к РСЯ в целом.

4. Количество рекламодателей растет, но не такими сумасшедшими темпами.

Акт 2

1. Предложение превышает спрос.

2. Денег банально не хватает на все сайты РСЯ.

3. Ставки начинают снижаться.

Акт 3

1. Вебмастера ожесточенно штампуют сайты под Директ.

2. Рекламодатели не менее ожесточенно запрещают показы на этих самых сайтах, особо не разбираясь что там в принципе. Процесс напоминает печальный анекдот: «Говносайт? Расстрелять! Следующий! Говносайт? Нет!? Принять и расстрелять! Следующий!».

Лирическое отступление О том, почему с увеличением посещаемости доход растет нелинейно или не растет вообще, а резко падает. Причина кроется в качестве сайта.

Условно делим сайты РСЯ на 4 категории

1. Откровенные помойки без дизайна и т.д.;

2. Середнячки, с более-менее нормальным дизайном, но лишенные контента;

3. Мелкие СДЛ с числом хостов до 500 в день;

4. На самом деле очень качественные сайты.

Попробуем проследить, у кого больше шансов выжить в результате естественного отбора.

1. ГС, или, пардон, говносайты Время жизни короткое, но бурное. Клепается сайт в доходной тематике,  покупается или сливается трафик (порой из того же Директа по центу) из закладок, рассылок и пр. полулегальных каналов, всеми правдами и неправдами сайт проталкивается в РСЯ. Далее бабло начинает капать до определенной поры, пока сайт не заблокирует большинство рекламодателей.

Занавес. Примечательно, что владелец ГС совершенно искренне (!) верит, что у него вполне нормальный сайт и будет трезвонить о поисковом трафике забывая о том, что для рекламодателя, увидевшего его сайт, «поисковый траф» – пустой звук. Рекламодателю подавай красивый ресурс, но так, чтобы он свою рекламу не видел на первом экране. Резюмируем: жизнь ГС коротка, как у мухи. Родился. Хапнул. Сдох.

Кривая доходов выглядит идентично. Взлет и падение. Т.е., даже увеличивая посещаемость, такой сайт НЕ добивается увеличения дохода.

Отметим, что есть очень даже красивые MFA. Такой сайт можно идентифицировать по обильной россыпи полностью замаскированных объявлений Директа на первом экране. Владельцы таких сайтов даже под страхом смертной казни не признаются в том, что их сайт – MFA.

2. Середнячки Тут картина несколько иная. Время жизни относительно продолжительное, но шанс попасть в категорию «забанен и завернут» – высок. Середнячок живет за счет небольшого трафика, в основном из рассылок и поиска по НЧ запросам. Стоимость клика на таких сайтах достигает точки насыщения довольно долго и может колебаться. Если владелец сайта успевает вовремя поменять дизайн и расположение блоков, то у него довольно безоблачное будущее. C увеличением посещаемости доход имеет свойство незначительно, но снижаться. Основные ошибки – малоэффективное размещение объявлений.

3. Мелкие СДЛ (Сайт Для Людей) Средний класс Рунета (как и в реальной жизни) – основной костяк сайтов РСЯ. Качественные, c юзабельным и продуманным дизайном, без кричащих блоков рекламы. Ставки на этих сайтах поднимаются потихоньку, далее застывают в точке насыщения. Риск попасть в категорию «запретить показы» есть, но незначительный. Средние цены за клик плавают около максимума в тематике и не подвержены резким перепадам вне зависимости от количества рекламодателей в теме. Почему именно этот тип сайтов самый жизнеспособный?

Часть рекламодателей запрещает показы «не глядя», но есть и другая, которая сначала смотрит (кстати, советую следить за заходами на свой сайт из интерфейса рекламодателя, особенно после «дорогих» кликов) и только потом принимает решение. Если сайт красивый, с четкой структурой, c приятным дизайном и без директа на первом экране, то его часто «оставляют жить».

4. Акулы Большие, часто бестолковые проекты: дизайн и контент на высоком уровне. Посещаемость – мечта вебмастера. Однако для таких сайтов, если они специально не созданы под Директ, прибыль от контекста составляет не самую большую статью доходов. Такие проекты часто сами ведут одноцентовые рекламные кампании в Директе – скупая на корню тысячи запросов и покупая дешевый трафик с сайтов из п. 1.2.3. «Продвинутые» рекламодатели их или сразу выключают, или же включают в кампанию-дублер.

Говоря проще, мы хотим подвести читателя к той мысли, что в цепи «сайт-рся-рекламодатель» ценообразованием занимается никак не Яндекс и не рекламодатель. Цены на те или иные запросы/объявления являются плавающими и зависят от наличия богатых рекламодателей и от количества сайтов в РСЯ в данном сегменте. Еще проще – от конъюнктуры рынка.

На сегодня все. Продолжение... хз, жизнь покажет.

UPD. Кажется, в Директе начали осторожно, но банить MFA. Очень своевременное решение.


Возврат к списку

Новости с фронтов

17.10.2016 Изменения в дереве регионов Яндекс.Директа
И еще теперь можно показывать на Румынию и Португалию (как мы до этого жили).
05.10.2016 Обновления в Прогнозе бюджета
Обновления в Прогнозе бюджета: больше золота опций и более точный алгоритм расчетов.
14.09.2016 Корректировки ставок по условиям подбора ЦА
Весьма приятная новость: в Мастере отчётов появился новый срез: теперь видна необходимая статистика по используемым корректировкам ставок типа "условие подбора аудитории".
12.09.2016 Стратегии в новом дизайне
Очередные "улучшения" в интерфейсе Яндекс.Директа...
24.09.2014 Всем* - по фотоаппарату Canon
*Ну или почти всем :) Подробности внутри.
20.09.2014 Настройка Яндекс.Директа под ключ в вашем аккаунте
Хотите работать в своем аккаунте? Прочтите это.
28.08.2014 Считайте конверсию в штуках
В статистике Яндекс.Директа появились новые данные.
09.08.2014 Новая максимальная ставка в Яндекс.Директе
В Яндекс.Директе действует новая максимальная ставка.

заказать расчет рекламного бюджета